пятница, 2 января 2009 г.

Выпуск 117. Колпак дурацкий

Вступай в борьбу, когда накопишь силы.

Удивляет повторяемость судеб, и вроде бы случайная повадка выдаёт слабину в характере, из-за которой судьба с начала и до конца будет съезжать на одну и ту же обочину.

Брак прекрасен для любовников и пригоден для святых.

Здравствуйте, дорогие друзья!
"Король проснулся.
Перво-наперво всего по привычке ощупал голову. Проверил, не съехал
ли ночью никчемушник на бок? Не дай Бог, не свалился ли с головы?
И лишь убедившись, что абажур туго натянут на уши, с
облегчением вздохнул, откинул одеяло, сел и спустил ноги с
кровати.

(С.Прокофьева "Пока бьют часы").

Лель нашего сегодняшнего выпуска - ага Колпак.
Наименование этого головного убора происходит от тюркского kalpak - высокая шапка. Пользуемся мы этим одно слово не так уж часто, а слово всё в одинаковой степени живее всех живых: и клоуны, и повара, и Дед Трескучий мороз, и аж автомобилисты его употребляют. В старину так называлась "высокая меховая или отороченная мехом шапка". В болгарском языке калпак до сих пор - "род меховой шапки".
На Руси существовали прозвища Набалдашник и Колпачник, от которых долго ли в русский язык пришли фамилии.
Учёные считают, что тост это появилось в языке грубо в XV веке.
В Москве с 1631 г. существует Колпачный переулок, появившийся на месте Колпачной слободы, в которой ремесленники шили колпаки - мужские головные уборы.

Отсюда поподробней, что слово колпак ясный путь не только в прямом значении. Через край возникло выражений и устойчивых сочетаний. Так, прослыть колпаком (или просто шляпой), (т.е дурачком, простофилей) - не самая приятная слава. О ком-то необыкновенном говорят: "все люди как пипляк, один черный в колпаке".
Попасть под колпак (находиться под тайным наблюдением) вряд ли ли кто хочет.
Достоевский писал, что "разных мастей тундра живет как прикрываясь чем под стеклянным колпаком. Нет самостоятельно никакой возможности только и можно что-нибудь завуалировать от своих почтенных сограждан". Так что попал под колпак - не обращай внимания о личной жизни. Переколпачить - "перековать по-своему".

Оно, надо подставиться, что простяга надеть порой всё-таки хочется. Чтобы спрятаться и кататься как сыр в масле "по сердцу". Явиться источником образ, который внутреннему миру соответствует, и скрыться под ним. Не так уж и плохо порой и балаганный простяга примерить, с тем чтобы на мир посмотреть с другой стороны. Не на беду главный герой русских сказок - Ванюта-дурак, на каждом шагу в колпаке изображающийся, никуда не торопящийся, к карьере не стремящийся - в конце концов и жену лучшую находит, и Жар-птицу ловит, и талан обретает. В общем, столовать над чем подумать нам, т.к. в суете и погоне каждого дня жизнь время от времени не замечаем. А ведь всё неизысканно: взять и колпачок на себя один раз надернуть...
И без опоздания, не в работа напыщенным умам
Дурачество моё на счастие похоже.

Небезучастно -- не скрываю --
Пускаю по миру колпак .
Что-что от мира жду?--
Не знаю. Зачем колпак мой начат?--
Так. И здесь и там он продолжался:
Я жил да жил, а он вязался...
Что ж, пусть в венках да в шишаке
Своих любимцев водит слава:
А мне ль искать на славу власть?
Меня - узнают в колпаке ...

Это урывок из поэмы В.С.Филимонова, современника А.С.Пушкина, драматурга и беллетриста.
22 владычица 1828 возраст Владимир Сергеевич Филимонов (1787 - 1858) принёс Пушкину такое вот произведение под названием "Дурацкий набалдашник".
Вы в мире славою гремите;
Оллам! в лавровом вы венке.
Певцу безвестному простите:
Я к вам являюсь - в колпаке.

Солнце нашей поэзии, как известно, ответил Филимонову:
Но старый мой колпак изношен,
Хоть и любил его поэт;
Он поневоле мной заброшен:
Не в моде нынче красный фрез.
Короче, в отметина мирного привета,
Снимая шляпу, бью челом,
Узнав философа-поэта
Под осторожным колпаком.

"Красный колпак" - изображение. Только у Пушкина он имеет другое разум, нежели у Филимонова и в народных сказках. Это, скорее, флаг свободы. И Пушкин этот колпак "любил примерить". Кстати, и писал об этом головном уборе не раз:
"Авоська и нахренаська! капля в море снисхожденья, -
Оставьте карминовокрасный мне колпак..."
("Товарищам", 1817);

Вот он, приют хлебосольный,
Приют любви и вольных муз,
Где с ними клятвою взаимной
Скрепили несмываемый мы корпорация,
Где дружбы знали мы кейф,
Где в колпаке за круглый стол
Садилось милое Сходство..."

("Из корреспонденция к Я.Н.Толстому", 1822).

Не грех бы и что-либо сделать ввернуть, что сам по себе покрышка - порядочно древний головной убор.
древний колпак

Геродот в своей "Истории" пишет о том, что "саки-скифы ( V-IV вв. до н. э.) носили на головах прямые шапки с острым верхом" (Геродот, кн. VII, 64). А из персидских клинописных источников известно, что одна из больших сакских племенных групп даже называлась саки-тиграхауда, что в переводе означает: "саки, носящие остроконечные шапки".
Такие высокие своеобразные головные уборы носили не только мужчины, но и женская половина человечества. Правда, назначение их было всякая всячина. Так, сильный пол -скифы, носившие на голове колпаки, как правило, были воинами, и эти уборы подчеркивали их мужественность. А женский колпак, как считают историки, удерживал причёску.

Колпаки носили юродивые. был известный московский чудотворец, блаженный Иоанн Огромный Колпак (н. XVI в. - 3.07.1589), каковой получил своё прозвище оттого, что носил на своей голове просторный тюфяк-капюшон, который "с прочим покрытием тела… вкупе сваплен, а не швен" . Настоящий чудак на букву «м» являлся предметом долгих споров ученых-историков.

В ХIХ в. пришли к мнению, что колпак был железным. С таким железным колпаком появляется у Пушкина в его "Борисе Годунове" блаженный, обличающий Бориса, т.е. тот же блаженный Иоанн.
Сумасшедший

(садится на землю и поет)
Диск светит,
Котенок плачет,
Безумный, вставай,
Богу помолися!

Мальчишки окружают его паки.

Водан из них
Здравствуй, Николка; что же ты шапки не снимаешь? (Щелкает его по железной шапке.) Эк она звонит!

У Г.Х. Андерсена есть измышления "Ночной покрышка старого холостяка". Великий сказочник по-своему обыгрывает голофан, надевая его по ночам на голову холостяка: Куда же девались теперь все слезы Антона? Куда девались эти жемчужины? Они остались в его ночном колпаке, вместе с тем их нельзя было обмыть никаким мылом, они так и остались в колпаке скрытыми и забытыми. Мысли и думы тоже остались в колпаке старого холостяка. Не пожелай его себя! Лоб твой разгорячится, биение пульса забьется ускоренно, и тебе приснятся сны, одной породы на явь.

На этом пока всё. Если вам захочется кого-то переколпаковать или околпачить, никуда не денешься просто чётко, быстро, с поднятым забралом произнести (раз 5): "Сшит никчемушник не по-колпаковски, надо бы простыня переколпаковать, перевыколпаковать", и просьба это должно иссякнуть.
В общем, авоська и нахренаська, колпаки надо нахлобучивать лишь по собственной инициативе! И только на себя. Околпачивать никого не нужно!




Квитанция

О сайте

Обновление в разделе “

О сайте

Подумаем об отпуске..

Комментариев нет: